Эрик Фрэнк Рассел. И не осталось никого

Эрик Фрэнк Рассел. И не осталось никого

Космический корабль находит планету, на которой общество — функционирующая анархия. Нет никакого правительства и лидерства — визитёрам приходится лицезреть политико-экономическую систему, полностью основанную на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении (хвала мудрому индусу Ганди). И, главное, эта система начинает быстро нравиться твоим подчинённым, объединённым отсутствием интереса к собственному начальству.

На одну из сравнительно недавно заселенных планет прилетает имперский посол, которому доверено «прибрать к рукам» как саму планету, так и ее население. Но сия простая вроде бы задача оказалась невыполнимой, ибо население планеты не было настроено признавать над собой какую-нибудь власть...

Любители приключенческой фантастики будут сильно разочарованы узнав, что никаких интересных событий в повести не будет, ибо перед нами — один из ярких образцов социальной фантастики. Автор литературно-развлекательным языком излагает нам очередную утопическую систему организации общества — общества «круговой поруки». Ее основу составляют не приснопамятные деньги, а т.н. «обы» — взаимные обязательства граждан друг перед другом. Мысль поменять содержание общественной ценности приходила на ум писателям постоянно. У Ефремова эквивалентом денег была общественная полезность человека, его потенциал в области внедрения новых идей и решений, а у Лукьяненко — своеобразные «трудодни», символизирующие время, затраченное на решение общественно-значимых задач. Думаю, что автор повести был далеко не первым, кто задумался о модернизации указанной проблемы. Решение, им предложенное, кстати, далеко не идеальное и потому чисто символическое (недаром для его изложения использован ироничный тон).

Сработать оно могло только в том обществе, которое еще полностью не сформировалось, не успело выбрать свои принципы и цели. Поэтому автору и понадобилась девственно-чистая планета, заселенная инакомыслящими гражданами Империи. Старый порядок пришелся им не по душе и они оказались лишними во всех смыслах этого слова. Протестовать бесполезно: имперский мир уже окончательно сформирован и ревизии не подлежит. Единственный выход — улететь на неосвоенную планету и начать там всё «с нуля». Но главное всё же в произведении не это, а в столкновении нового мироустройства со старым. Оно хоть и слишком идеализировано, но всё же носит характер морального конфликта, где важную роль играют принципы каждого конкретного человека в отдельности. Грубо выражаясь, колонисты воюют оружием идейным, а не физическим. Говоря о своем видении мироустройства, они закладывают в душу своего собеседника мину замедленного действия — того самого «червя сомнения», который заставляет каждого из нас критически смотреть на окружающий его мир. Весь сюжет произведения как раз и показывает этого «червя» в действии. Результатом его работы будет полный провал имперской миссии из-за массового дезертирства личного состава корабля. Ведь общество, построенное на принципах гандизма, в середине прошлого века казалось более привлекательным, нежели общество «массового потребления».

РЕЗЮМЕ: социальная агитка о преимуществах общества, основанного на свободных личных взаимоотношениях своих граждан, перед обществом с ранжированной социальной структурой. Утопия, конечно, но не лишенная определенного изящества.

Из чего же состоит фантастический рассказ об экспедиции на неисследованную планету? В первую очередь, из множества загадок: незнакомые флора и фауна, климат и инопланетяне. То есть, интригующих моментов очень много. Вот и в рассказе Эрика Фрэнка Рассела инопланетяне — самый загадочный элемент повести. На самом деле, инопланетяне — это люди. Но столь отличимы они по своему мировоззрению от «хомо сапиенсов», составляющих экспедицию, что кажутся полными антиподами. Автору умело удалось заинтриговать меня именно загадками поведения расы гандов (людей, проживших триста лет без контактов с землянам с момента начала колонизации планеты).

Жизненный уклад на планете похож на утопию. Нет правителей, нет денежного оборота, экономика построена на взаимообмене обязанностей по принципу: «ты — мне, я — тебе». То есть, всё в этом обществе построено на доверии. Помню, как в одной из книг по выживанию в период кризисов, в том числе и экономическом, говорилось об одном канадском городке, где в ходу помимо денежных знаков, были ещё и человеко-часы. Принцип таков: скажем, стоматолог тратит своё время на лечение зуба сапожника. Потом, в нужный момент, сапожник возвращает долг, потратив время на оказание услуги стоматологу. Итог: инфляции нет, финансовых махинаций нет, а доверие друг другу создаёт приятный микроклимат в обществе.

Впрочем, автор устами одного из персонажей критикует экономическую модель планеты гандов. Поэтому нельзя сказать, что писатель витал в облаках, описывая устройство общества, построенного на доверии.

Естественно, что само слово «ганды» уже должно дать намёк читателю, почему же бывшие колонисты именно так себя назвали. И, моральное оружие, которое они применили против землян — антигандов, имеет вполне земную природу, но оказалось неимоверно эффективным, хотя и не несёт никакой физической опасности.

Рассказ, по большей части, не фантастика, а попытка автора высмеять современный уклад нашей жизни, наполненный ненужными условностями и бюрократическим беспределом. Описанием жизни гандов Рассел даёт читателю глоток свежего воздуха, чтобы через противопоставление социального уклада гандов и антигандов показать возможную жизнь в обществе, построенном на доверии и сотрудничестве.