Прогрессивная музыка (© Илья Бирман)

Прогрессивная музыка (© Илья Бирман)

В случае с музыкой, progressive является просто антонимом хитовости.

Хитовый принцип состоит в том, чтобы сделать в треке некий яркий кусок (условно его можно назвать припевом) и более спокойные места (куплеты), и чередовать их: приготовились — подняли ручки — оторвались — отдохнули — снова приготовились — подняли ручки — оторвались. В хите часто достаточно послушать припев, чтобы понять, «о чём эта песня».

К названиям разных музыкальных стилей иногда можно добавить прилагательное progressive, чтобы уточнить, какой подстиль имеется в виду. Так, бывает progressive house, progressive breaks или progressive trance. Progressive house — одно из ответвлений хаус-музыки, как и tech house, disco house, deep house.

Ещё в русском языке есть удивительный в своей бессмысленности термин «прогрессивная музыка». Прогрессивная музыка — это такая музыка для «прогрессивной» молодёжи. То есть, крутая музыка для крутых парней и девчонок.

Прилагательное «прогрессивный», наделяемое смыслом «современный», «модный», «актуальный», для русскоговорящего человека автоматически переносит свой смысл и на английское слово progressive, и поэтому progressive house кажется не просто хаусом, а таким очень «прогрессивным» хаусом. При этом все прекрасно понимают, что слово «прогрессивный» никакого конкретного смысла не несёт, и поэтому считают, что такое определение музыкального стиля лишено всяких оснований. Действительно, что значит «передовой хаус»?

Такие слова - ложные друзья переводчика. Слово progressive хоть и ближе по смыслу к слову «прогрессивный», чем слово magazine к слову «магазин», но всё-таки не является его однозначным переводом. Если уж сохранять корень, слову progressive в названиях музыкальных стилей в русском языке ближе слово «прогрессирующий», а не «прогрессивный»; то есть «последовательный», «постепенно развивающийся» (прогрессирующие заболевания в английском языке тоже называются со словом progressive, и это, конечно, ни коим образом не говорит об их «модности»).

В случае с музыкой, progressive является просто антонимом хитовости.

Хитовый принцип состоит в том, чтобы сделать в треке некий яркий кусок (условно его можно назвать припевом) и более спокойные места (куплеты), и чередовать их: приготовились — подняли ручки — оторвались — отдохнули — снова приготовились — подняли ручки — оторвались. В хите часто достаточно послушать припев, чтобы понять, «о чём эта песня».

Прогрéссив-музыка красива в своём развитии. Послушав кусок в 10 секунд неподготовленный слушатель вообще ничего не поймёт, а 10 минут подряд ему слушать «скучно». Поэтому для неподготовленных слушателей и делают хиты (т. е. «прогрессивную музыку для прогрессивной молодёжи»).

Не следует, однако, думать, что прогрессив — это антоним попсы. Говоря о «хитовости» я имею в виду лишь структуру; большое количество сложных музыкальных произведений имеют такую конструкцию из нескольких подъёмов и спадов. И наоборот, прогрессив может быть совершенно несерьёзным.

В каждом стиле прогрессив-подстиль звучит по-своему. В ходе эволюции у него намечаются какие-то характерные признаки, и часто они вскоре становятся неотъемлемыми. Например, прогрессив-хаус почти всегда выделяется характерной неравноправностью бочек — первая и третья бочка такта всегда звучат более весомо, чем вторая и четвёртая, несмотря на то, что им «помогает» снейр (барабан такой). В результате получается интересный эффект, что первая бочка такта звучит как заключительная, а последняя — наоборот, как будто с неё начинается что-то. Прогрессив-брейкс имеет характерный ритмический рисунок. Техно по определению прогрессив, в этом его смысл, поэтому «прогрессив-техно» — слегка плеоназм. Тем не менее развитие традиционного техно часто имеет рваный характер: переходы из фрагмента в фрагмент могут быть резкими, могут просто состоять в пропуске одной-двух бочек, могут иметь эффект реверс (когда трек прокручивается назад перед началом нового квадрата). Прогрессив-техно ближе к трансу в том, как оно развивается: переходы менее прямолинейны и иногда едва заметны.

Но лучше один раз услышать. Из прогрессив хауса для начала рекомендую послушать Casa Flava — Further South (Deep Mix) или Nikola Gala — Dark Side Of The East (Original Mix) — оба трека выдающейся красоты; первый попроще. Сравните с диско хаусом Studio B — I See Girls (Freemasons Dub) или клабхаусом Spankox — To The Club (Highpass Club Mix) (хиты недавнего прошлого).

 
 
 





Audiere OM Radio / Слушать ОМ Радио / Listen To OM Radio

Who's Here

107 visitors