Космический корабль находит планету, на которой общество — функционирующая анархия. Нет никакого правительства и лидерства — визитёрам приходится лицезреть политико-экономическую систему, полностью основанную на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении (хвала мудрому индусу Ганди). И, главное, эта система начинает быстро нравиться твоим подчинённым, объединённым отсутствием интереса к собственному начальству.
Дельфин – морское млекопитающее. Для дыхания ему необходим воздух, поэтому он не может, как рыбы, долго находиться под водой. У него очень нежная кожа, и он не может долго оставаться на воздухе, чтобы не повредить ее. Значит, он должен находиться одновременно на воздухе и в воде. Но не полностью в воде и не полностью на воздухе. Как же спать в таких условиях? Дельфин не может оставаться неподвижным, иначе он либо погибнет от удушья, либо его кожа пересохнет. Но сон необходим ему для восстановления, как и любому другому живому организму (даже растения по-своему спят). Чтобы решить этот жизненно важный вопрос, дельфин спит, наполовину бодрствуя. Когда левое полушарие его мозга спит, правое управляет телом. Затем спит правое, а левое управляет телом. Дельфин может спать, даже выпрыгивая из воды.
Чтобы полушария переключались без сбоев, в организме дельфина существует некий переходник, нечто вроде третьего мозга – маленький дополнительной отросток нерва, который управляет всей системой.
Пять шимпанзе сидят в пустой комнате, посреди которой стоит лестница. Наверху лестницы лежит банан.
Первая обезьяна замечает банан и лезет за ним, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка обрушивается струя ледяной воды и сбивает ее вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает струя, и они отказываются от попыток достать банан.
Воду выключают, а вместо одной вымокшей обезьяны подсаживают другую, сухую. Едва она входит в помещение, как другие обезьяны начинают делать все, чтобы не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, что происходит. Она видит только, что сородичи мешают ей завладеть лакомством. Она пытается прорваться силой, дерется. Но она одна, и четыре другие обезьяны берут верх.
Из комнаты забирают еще одну промокшую обезьяну и впускают еще одну сухую. Как только она появляется, предшественница, решив, что новичков нужно встречать именно так, набрасывается на нее и колотит, так что та даже не успевает заметить лестницу и банан. Она уже вне игры.
Затем и остальных вымокших обезьян по очереди заменяют сухими. И каждый раз новичка колотят, как только он оказывается в комнате.
С каждым разом прием, оказанный пришельцу, становится все более суровым. Обезьяны скопом набрасываются на вошедшего, будто стараются усовершенствовать ритуал встречи новичка.
Итак, банан все еще лежит на лестнице, но пять сухих обезьян, обалдев от постоянных драк, даже не думают добраться до него. Теперь их единственная забота – следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы тут же напасть на нее.
Этот опыт был проведен с целью изучения группового поведения людей на предприятии.
Самые древние останки домашней кошки были обнаружены в одном из Иерихонских захоронений. Они относятся к неолиту, около 9000 лет до н. э. Египтяне почитали кошек как воплощение Баст, богини плодородия, исцеления, любовных наслаждений, танца и единомыслия.
Мумии умерших кошек хоронили на специальных кошачьих кладбищах. Убийство кошки в Древнем Египте каралось смертной казнью.
Кошки распространились по всему миру на торговых кораблях финикийцев и евреев, которые высоко ценили этих животных за то, что они ловили крыс. За 1000 лет до н. э. кошки попали в Китай. Китайцы верили, что они приносят удачу. В Европе кошки появились за 900 лет до н. э., в Индии – за 200. Корейский император Ичиджо подарил кошку японскому императору, открыв Японию для представителей семейства кошачьих.
Все эти кошки произошли от своих египетских прародителей. В каждой стране количество домашних кошек было относительно невелико, и неизбежное кровосмешение вызвало генетические изменения. Люди производили отбор кошек по тем признакам, которые их особенно интересовали, – форме тела, цвету шерсти или глаз, – создавая таким образом местные разновидности – в Персии появилась персидская кошка, в Турции – ангорская, в Таиланде – сиамская.
В Средние века католическая церковь считала, что кошки связаны с колдовством, и систематически их истребляла, так что кошки оказались на грани вымирания. С того же времени собака считается верным и послушным животным, а кошка – независимым и порочным.
Во время эпидемии черной оспы, свирепствовавшей в Европе в 1348 г., еврейские общины пострадали значительно меньше, чем остальное население. И сразу после окончания эпидемии началась волна погромов и резня в гетто.
Теперь известно, что чума меньше затронула еврейские кварталы, потому что их обитатели, как правило, держали кошек, которые истребляли крыс.
В 1665 г. в Лондоне разразилась ужасная эпидемия чумы после того, как там начали уничтожать кошек.
К 1790 г. кошек перестали считать пособницами дьявола. Тогда же в Европе прекратились эпидемии.
Считать, что общество достигло «критической точки» (вершины, после прохождения которой процесс развития и роста приобретает обратный характер), можно в том случае, если:
– политики урезают свободы во имя национальных интересов;
– журналисты скрывают истину в угоду своему собственному мнению;
– религиозные деятели мешают людям любить друг друга – ради любви к Богу;
– учителя сдерживают полет воображения во имя дисциплины;
– банки дают предприятиям в долг заведомо больше денег, чем те смогут им вернуть;
– судьи отказываются от справедливого суда во имя своих собственных моральных ценностей;
– больницы превращаются в места, где вирусы мутируют и становятся неуязвимыми;
– военные разжигают войны, чтобы испытать новые образцы вооружений.
И в общем случае:
– те, на кого возложены обязанности пожарных, становятся поджигателями, чтобы доказать, что без них нельзя обойтись, и тем самым оправдать повышение своей зарплаты.
Бернар Вербер «Третье человечество» Голос Земли (Отрывок)