Бернард Вербер. Идеосфера
Идеи подобны живым существам. Они рождаются, растут, набирают силу, вступают в контакт с другими идеями и, в конце концов, умирают.

А что, если идеи, как и животные, эволюционируют? Что, если в мире идей действует естественный отбор, то есть слабые погибают, а сильные размножаются, как и полагается по законам дарвинизма? В 1970 г. Жак Моно в работе «Случайности и необходимости» высказал гипотезу о том, что идеи самостоятельны и, как органические существа, способны воспроизводиться и множиться.

В 1976 г. в книге «Ген-эгоист» Ричард Доукинс выдвинул концепцию идеосферы. Идеосфера является для мира мыслей тем же, чем биосфера для животного мира.

Доукинс пишет: «Когда вы помещаете в мой мозг плодотворную идею, вы используете его как машину для пропаганды этой идеи». И приводит в пример концепт Бога, идею, которая родилась в один прекрасный день и с тех пор продолжает эволюционировать и шириться, ее подхватывают и распространяют устно, письменно, в музыке, в искусстве, а священники повторяют и интерпретируют ее, адаптируя к соответствующему пространству и времени.

Но идеи, в отличие от живых существ, мутируют быстро. Например, идея коммунизма, родившаяся в мозгу Карла Маркса, стремительно распространилась в пространстве, завоевав почти половину планеты. Она эволюционировала, мутировала, а затем утратила силу, затрагивая все меньшее количество людей, словно исчезающий вид животных.

Но в то же время она вынудила мутировать идею «капитализма по старинке».

Из борьбы идей в идеосфере возникает наша цивилизация.

Теперь на скорость мутации идей влияют компьютеры. Благодаря Интернету мысль может очень быстро распространиться в пространстве и еще быстрее встретиться со своими соперницами или убийцами. Это, к сожалению, в равной степени относится как к хорошим, так и к плохим идеям, поскольку понятие «идея» морали не подчиняется.

В биологии эволюция также обходится без морали. Вот почему стоит подумать дважды, прежде чем высказывать «увлекающие» идеи, так как они становятся сильнее человека, которому они пришли в голову, и сильнее тех, кто их пропагандирует.

Но это так, всего лишь идея…
 
© Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания
Бернард Вербер. Самооценка
Был проведен эксперимент, выявляющий механизм самооценки. Сначала социологи предлагают группе молодых людей пройти несколько очень простых тестов на общее развитие. Испытуемые легко справляются с заданием, после чего их приглашают в комнату, где находятся молодые женщины. Успешно прошедшие тест, то есть все участники эксперимента, спокойно знакомятся с самыми красивыми девушками.

Следующей группе молодых людей также предлагают тесты, но на этот раз повышенной сложности. Никто из них не справляется с заданием. Встречаясь с девушками, они решаются заговаривать только с наименее привлекательными из них.

Если в эксперименте участвуют девушки, результат тот же. Если девушки успешно справляются с легкими тестами, то, не смущаясь, знакомятся с самыми привлекательными юношами и с презрением относятся к тем, кого считают недостойными своего внимания.

Так, с помощью простого опыта, можно управлять самооценкой. Каждый человек постоянно получает хорошие или плохие оценки от общества, в котором живет. Его самооценка то поднимается, то снижается в зависимости от похвал или порицаний. Цель того, кто стремится стать по-настоящему свободным, – избавиться от зависимости от «кнутов и пряников» и самому выставлять себе баллы. Тогда для того, чтобы поднять свою самооценку, можно пойти на риск, пытаться сделать нечто по-настоящему сложное, чтобы понять, на что вы способны. Но не следует сильно расстраиваться, если вы потерпите неудачу. Победа зависит от многих факторов, помимо вашего таланта. Так что праздновать следует не победу, а то, что вы вообще отважились рискнуть.
 
© Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания
Бернард Вербер. Герц (Новая Энциклопедия Относительного И Абсолютного Знания)
У нашего мозга четыре ритма активности, которые можно измерить при помощи электроэнцефалограммы. Каждый ритм соответствует определенному типу волн.
 
Бета-волны - от 14 до 26 герц. Человек бодрствует. На бета-волнах наш мозг работает в полную силу. Чем сильнее мы возбуждены, взволнованы, озабочены, чем сильнее чувства, которые мы испытываем, тем выше частота колебаний.
 
Альфа-волны - от 8 до 14 герц. Мы находимся в более спокойном состоянии, однако полностью отдаем себе отчет в том, что происходит вокруг. Когда вы закрываете глаза, садитесь поудобней, вытягиваетесь на кровати, мозг начинает работать медленнее, переходит на альфа-волны.
 
Тета-волны - от 4 до 8 герц. Это состояние дремлющего человека. Легкий послеобеденный сон, а также сон человека во время сеанса гипноза.
 
Дельта-волны - ниже 4 герц. Это глубокий сон. В этой фазе мозг поддерживает только жизненно важные функции организма. Мы приближаемся к состоянию физической смерти, и, что поразительно, именно в это время мы погружаемся в самые глубокие слои подсознания. Это происходит на длине волн парадоксального сна, когда возникают совершенно непонятные сновидения, а наш организм действительно восстанавливает силы.
 
Интересно, что когда наш мозг работает на частоте 8 герц, то есть на альфа-волнах, оба его полушария функционируют одновременно и в полной гармонии, тогда как на бета-волнах одно полушарие берет верх над другим - либо аналитическое левое полушарие, занимающееся решением логических задач, либо интуитивное правое, чтобы родить идею или найти выход из ситуации.
 
Когда наш мозг перевозбужден, во время бета-фазы, и напоминает перегревшийся радиатор, время от времени он автоматически переходит в альфа-фазу. Считается, что примерно раз в десять секунд мозг на несколько микросекунд переключается на альфа-волны.
 
Если у нас получается сознательно переходить на альфа-волны, наше сознание работает как ночник и меньше вступает в контакт с эмоциями. Тогда мы лучше слышим голос интуиции. На 8 герцах мы находимся в состоянии полной гармонии, бодрствуем и в то же время спокойны.
Бернард Вербер. Четыре Соглашения Тольтеков

Дон Мигель Руис родился в Мексике. Его мать была «курандерой» (целительницей), а дед «нагвалем» (шаманом). Он получил медицинское образование, стал хирургом, но, попав в автокатастрофу, пережил NDE (опыт близкой смерти) или EMI (опыт неотвратимой смерти) [8] . После этого он решил овладеть мудростью шаманов и стал нагвалем по линии Орлиного рыцаря, в которой из поколения в поколение передается учение древних тольтеков. В книге «Четыре соглашения тольтеков» Дон Мигель Руис излагает правила жизни, резюме своего учения в виде четырех правил, которые позволяют освободиться от условностей, навязанных обществом, и страха перед будущим.

«Первое Соглашение. Ваше слово должно быть безупречным. Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно думаете. Избегайте говорить то, что может быть использовано против вас, или сплетничать. Слово – инструмент, который может причинять вред. Осознайте его силу и подчините себе. Никогда не лгите и не клевещите.

Второе Соглашение. Ничего не принимайте на свой счет. Все, что люди говорят или делают, – это проекция их собственной реальности, их личных страхов, гнева, фантазий. Пример: если кто-то оскорбляет вас, это его проблема, а не ваша. Не оскорбляйтесь и не подвергайте из-за этого свои действия сомнениям.

Третье Соглашение. Не стройте предположений. Не представляйте себе заранее негативное развитие событий, иначе вы сами поверите в то, что вообразили. Пример: если тот, кого вы ждете, опаздывает, вы начинаете думать, что с ним что-то случилось. Если вы не знаете, где этот человек, наведите справки. Не позволяйте вашим страхам и выдумкам превратиться в уверенность.

Четвертое Соглашение. Старайтесь все делать наилучшим образом. Никто не обязан преуспеть, но каждый обязан стараться делать все как можно лучше.

Если вы потерпели неудачу, не осуждайте и не обвиняйте себя, не сожалейте о том, чего не сделали. Пытайтесь снова, предпринимайте новые попытки, старайтесь оптимально использовать ваши возможности. Будьте снисходительны к себе. Смиритесь с тем, что вы не совершенны и что вы не всегда побеждаете».

© Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания
Бернард Вербер. Объективная Длительность Истории Человечества

Если на всю историю планеты отвести одну неделю, то день будет равен 660 миллионам лет.

Представим же себе, что наша история начинается в понедельник. В 0 часов возникает огромный шар, Земля. В понедельник, вторник и утром следующего дня ничего не происходит. Лишь в полдень среды появляются первые формы жизни – бактерии.

Четверг, пятница и утро субботы – бактерии стремительно множатся и медленно развиваются.

В субботу, во второй половине дня, около 16 часов, появляются первые динозавры. Пять часов спустя их уже нет. Более мелкие и слабые животные беспорядочно распространяются по Земле, рождаются и исчезают. Остается лишь несколько видов, случайно выживших в череде природных катаклизмов.

Суббота, без трех минут полночь. Появляется человек. За четверть секунды до наступления полуночи возникают города. За сороковую долю секунды до полуночи человек сбрасывает первую атомную бомбу и взлетает с Земли, чтобы впервые ступить на Луну.

Нам кажется, что наша история длится невероятно долго. На самом деле мы, «новейшие мыслящие животные», появились лишь за сороковую долю секунды до окончания недели, в течение которой существует наша планета.

© Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания

 

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ .epub

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ .pdf