А. И. Жихарев - Поющая Бронза (2003) & Вознесение (2008) & Поющие C Бронзой (2012) [Instrumental, Meditative]

Loading the player...

Попытка профессиональной записи музыкального инструмента, который представляет собой ладовый подбор бронзовых пластин (бил, плоских колоколов), изобретённого и изготовленного колоколо-литейщиком, звонарём Александром Жихаревым.

В 1988 г. в результате целенаправленного поиска была найдена форма била, которая, несмотря на внешнюю простоту, оказалась способной давать сопоставимые с колокольными по красоте и силе звучания.

Запись проводилась без репетиций, без дублей, все мелодии не имели заранее продуманной музыкальной формы и возникали непосредственно во время записи."

На записи слышны "разговоры птиц" и люди: специалисты посоветовали не удалять их для придания музыке ещё большего объёма. Я так думаю, что у этих звуков есть и ещё одна функция: привязать музыку к нашему реальному, вещному миру, уж больно она неземная!

Это импровизационная музыка, посему некоторые названия треков отсутствуют, их можно объединить общим названием - музыка души. Разные души рождают разную музыку, поэтому Александр Иванович ищет людей с поющей душой, желающих играть на билах. По его мнению, очень яркая и необычная музыка получается у детей, и он охотно даёт всем подошедшим детям попробовать поиграть. Правда, подчас это вызывает протесты разомлевших под солнцем и пивом пузатых мужчин, внимающих рядом на травке, ну так что ж...

Родился Жихарев в 1951 году в селе Хорошево, где сейчас находится московский район Хорошево-Мневники. Образования он общего, никакого специального не получал. После армии работал шофером, затем уехал по комсомольской путевке в Набережные Челны на строительство Камаза, позже работал на заводе ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов) и отливал там колокола. В 80-е годы Александр Иванович служил звонарем в Кремле и в Храме Христа Спасителя, - и всюду он в поиске воплощения своей мечты. В 1988 году он нашел форму, сопоставимую по звучанию с традиционными колоколами и решил назвать ее «Било иконное». Это были плоские, бронзовые и латунные доски, различные по размеру и весу, издававшие, удивительно красивые, непохожие ни на что звуки.

Александр Иванович - человек незаурядный и необыкновенно талантливый. Он создал это направление - музыка на плоских колоколах или билах – так называют его инструмент.

Само название било, - старинное. Вот краткие сведения о нем: В первые века христианства в Римской империи и других местах было принято созывать народ к молитве будильными колотушками, представлявшие собой деревянные или металлические доски, по которым ударяли молотками.
Эта традиция закрепилась на православном Востоке, где долгое время не прибегали к употреблению колоколов как таковых, пользуясь по примеру Византии билом.
Бывало и металлическое било, которое в таком случае называлось клёпалом. Его делали в виде доски или коромысла, дуги, которая символизировала свод небесный и имела голос звучащего неба - грома небесного. То есть были звуки, но не было мелодий.
Известна такая цитата : «И повелел Сергий звонить в било.» Это из «Жития Сергия Радонежского», автор Епифаний Премудрый.

Красота этой музыки необычайна, эмоциональное воздействие очень сильное. Ее трудно описать. Это не колокольный звон. Звуки очень долгие по продолжительности, грустные, щемящие так сильно проникают в душу, что невозможно их забыть.

За рубежом его колокола назвали плоскими. Их сейчас отливают в Италии, и звучат они во многих странах Европы. Их можно услышать в театре имени Немировича-Данченко и в Мариинке. Они находятся не менее, чем в 150 церквах, в том числе и вблизи Троицево-Сергиевой Лавры.

Только в одной Москве жихаревские колокола есть в 30-ти Храмах. Но более всего он любит звучание своих колоколов в маленьких сельских церквах, где звук било разносится далеко по окрестностям.

Било

Би́ло — древний сигнальный инструмент изготовленный из дерева или железа. Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Производимый звук служит сигналом для оповещения жителей населённого пункта о каком-либо событии: пожаре, нападении врага, смерти одного из жителей и т. п.

Впервые било начали использовать на Руси в конце десятого века одновременно с заимствованием всего строя византийского богослужения. Инструмент был назван «било» по корню слова «бить» и первоначально изготавливался из дерева, а его металлический аналог назывался «клепало». Согласно некоторым источникам, в Киевской Руси не было тех пород дерева, из которых можно было бы создавать звучные инструменты, поэтому были более распространены железные или медные клепала.

Первое упоминание била связано со смертью Св. Феодосия, игумена монастыря (1062—1074 гг.): После пяти дней болезни, он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било».

В том же году било упоминается ещё раз, но уже в связи с менее печальными обстоятельствами. В повествовании о монахе Матфее Прозорливом сказано, что он, выходя из церкви «седе, опочивая под бúлами».

© http://bila.dxi.ru

 

Поющая Бронза (1 Часть)
Автор и исполнитель - Александр Жихарев.
Запись - 17 Мая, 2008 в Коломенском (Россия, Москва)

 

Поющая Бронза (4 Часть)

 

Коломенские Била - Сайт Мастера Александра Жихарева

СКАЧАТЬ 3 АЛЬБОМА